Категории "честь" и "достоинство"
отражают моральную ценность личности, они представляют собой общественную и
индивидуальную оценку нравственных качеств и поступков человека. Исполнение
долга, следование велениям совести придают личности тот· моральный статус,
который и отражен в понятиях "достоинство" и "честь".
Близкие по значению, они, между тем, имеют важные смысловые различия.
Честь как моральный феномен есть, в первую очередь,
внешнее общественное nрuзнанuе поступков человека, его заслуг, nроявляющееся в
почитании, авторитете, славе. Поэтому чувство чести, внутренне присущее
личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих,
похвалы, известности. Достоинство же -
это, прежде всего, внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство
самоуважения, проявляющиеся в сопротивлении всяким попыткам посягнуть на свою
индивидуальность и определенную независимость. И только потом, во-вторых,
достоинство человека должно получить общественное признание. Таким образом,
механизм чести состоит в движении от внешнего признания к внутреннему желанию
этого признания. Механизм функционирования достоинства основан на движении
изнутри духовного мира к общественному признанию.
Общественное
одобрение приходит к человеку со стороны его социального окружения, поэтому
честь воздается ему локально, оценке здесь подлежат качества человека как
представителя той или иной социальной группы (класса, нации, сословия,
коллектива). Поэтому обычно речь ведется о воинской, женской, профессиональной
и т.п. чести, то есть о каких-то специализированных нравственных качествах,
присущих представителям данной среды. Понятие достоинства более универсально.
Оно подчеркивает значимость личности как представителя рода человеческого. Ведь
независимо от социальной принадлежности человек обладает достоинством
морального субъекта, которое должно поддерживаться им самим и присутствовать в
общественной оценке его личности. Итак, честь - это оценка с -позиции
социальной группы, конкретного исторического сообщества; достоинство - это
оценка с точки зрения человечества, его общего предназначения. Неудивительно,
что чувство чести вызывает желание возвыситься и первенствовать в той
социальной группе, от которой добиваешься почестей. Чувство же собственного
достоинства основано на признании принципиального морального равенства с
другими людьми. Каждый индивид обладает достоинством уже потому, что он
человек. Поэтому достойный член общества признает достоинство других людей и не
покушается на него. Соотношение
чести и достоинства трактуется в теории морали весьма неоднозначно. В одних
концепциях честь представляется неотъемлемым свойством заведомо благородной
социальной группы (рыцарская честь, честь семьи). В этом случае задача личности
"не уронить", "не замарать" эту полученную в наследство
ценность. Достоинство же личности в такой нравственной системе приобретается ее
собственными усилиями по исполнению норм, предписанных честью. В других
концепциях достоинство трактуется как естественное право человека на уважение
своей самости и присуще ему от рождения, а честь, напротив добывается в ходе
жизни путем совершения проступков, вызывающих одобрение социума.
|