Добро и Зло категории этики, выражающие нравственно
положительную и нравственно-отрицательную сторону в суждениях, действиях,
поступках человека. Наиболее общие представления людей, содержащие осмысление и
оценку всего существующего: состояние миропорядка, социального устройства,
качеств человека, мотивов его поступков и результатов действий. С позиций добра
и зла осуществляется и переоценка перспектив общественной и личной жизни. Добро
– это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды и чаяния
людей, представления о прогрессе, свободе и счастье. Оно может выступать как
цель человеческой деятельности, как идеал, к которому следует стремиться. Зло
всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, нежелательное,
предосудительное для людей, порицаемое ими, влекущее за собой беды, страдания,
горе, несчастье. Люди всегда искали пути преодоления зла, призывали к борьбе со
злом. В истории культуры добро и зло обычно понимались либо как космические
силы, независимые от человека законы, идеи, либо как свойства человеческой
природы. Соответственно вопрос ставился так: способен ли человек противостоять
злу, победить его, утвердить добро, или, обреченный на поражение, он должен
отступить, признать свое бессилие? Представления о добре и зле складываются в
процессе освоения, преобразования, осмысления человеком окружающего мира и
самого себя. Они связаны с ориентацией на те или иные личностные или социальные
ценности, существующие в данной культуре. Добро и зло – не некие сущности или
свойства личности, а понятия, фиксирующие отношение человека к
действительности. Отражая неудовлетворенность людей условиями жизни, своими
мыслями и поступками, действиями окружающих, зло указывает на то, что подлежит
преодолению, исправлению, изменению в соответствии с принципами добра.
Поскольку нет предела совершенствованию мира и человека, постольку зло может
быть существенно ограничено, но не может быть побеждено окончательно. Столь же
бесконечно и стремление человека к добру и обузданию зла.
Добро (благо) - положительная оценка состояния чего-либо или
действий кого-либо, оценка духовного, сверхприродного характера. Добром
(благом) чаще всего называют идеальное состояние совершенства, гармонии,
удовлетворения и правды, которое с точки зрения этики должно быть внесено в
поведение людей и в жизнь общества, в образование и воспитание, в социальные
институты в качестве духовной основы жизни. Тем самым добро признается
источником социального обновления, улучшения состояния общества. Разумные
существа, сознающие себя и действующие под знаком присутствия Высшей
реальности, видят Бога благим и источником всякого блага в мире, дающим
критерии различения добра от зла. Философы, не нуждающиеся в Высшем,
предпочитают говорить о благе как о ценности или самоценности, рассматривая их
с точки зрения нужд человека, а о добре – в смысле автономной нравственности,
напр., как о долге неукоснительно совершать добрые поступки вопреки хаосу и злу
окружающего мира. В некоторых философских учениях и социальных идеологиях
(религиозных и безрелигиозных) предлагалось насаждать добро принудительно, что
в корне противоречит духовному характеру нравственной жизни, когда человек
совершает добрые поступки из внутренних побуждений, свободно и с полным
пониманием. Для совершения добрых поступков нужна, по Канту, прежде всего
"добрая воля”, которая и придает им положительное нравственное качество.
Некоторые авторы, однако, предпочитают оценивать действия человека как "добрые”
по их результатам и последствиям, придавая мотивам второстепенное значение.
|