Счастье, смысл жизни, цель
Счастье, смысл
жизни, цель и идеал человеческой жизни. Трудно найти другие категории этики,
которые с древнейших времен и до наших дней не вызывали бы такой живой интерес.
Зачем живет человек? Каково его предназначение в мире? Есть ли какой-то смысл в
его жизни, если он конечное существо, т.е. смертен?
Эти и другие
подобные вопросы, которые Г. Гейне назвал в свое время проклятыми, не могут не
волновать каждого мыслящего человека, ибо вопрос о смерти и бессмертии - это глубоко
нравственный вопрос - только человеку свойственно задумываться о конечности
своего существования. Именно в такие моменты он с особой силой ощущает и
осознает потребность определить, в чем же заключается для него смысл жизни,
счастлив ли он. Это момент нравственной самооценки человека.
В истории этики
известно множество ответов на вопросы о смысле жизни человека.
Все их можно разделить на три основных направления:
1) одни
усматривали смысл жизни в индивидуальном благополучии;
2) другие видели его в реализации
каких-то внеземных задач;
3)
провозглашали бессмысленность и абсурдность человеческого бытия.
Индивидуалистические концепции счастья и смысла жизни мы находим в
гедонизме и эвдемонизме. Кроме того, в том или ином варианте понимание счастья
как максимума удовольствий встречается в этике утилитаризма.
Второе
направление в понимании смысла жизни ярче всего проявляется в религиозной
этике. Наивысшей ценностью понимается, провозглашается потусторонний мир, а
земное бытие понимается как некое испытание, ниспосланное Богом человеку.
Поэтому смысл земной жизни - это перенесение всяческих испытаний, трудностей,
но во имя искупления первородного греха, во имя спасения бессмертной души. В
противоположность гедонистической концепции религиозная этика делает принципом
земной жизни отказ от наслаждения, аскетизм, ее идеал - это человек аскет.
Третье
направление в понимании смысла жизни можно назвать пессимистическим. Это
отрицание какого-либо смысла человеческого существования, глубокое убеждение в
абсурдности, полной бессмысленности человеческого бытия. С этой точки зрения
жизнь человека лишена какой-то объективной определенности, а поэтому всегда
бессмысленна и абсурдна. Одинокий, предоставленный самому себе человек
испытывает постоянное чувство беспокойства и страха. Как сказал еще Байрон:
"Кем бы ты ни был, лучше было бы не быть". Пессимистические
настроения мы найдем в самой поэтической книге Библии, в Екклесиасте: "И
возненавидел я жизнь, ибо все суета и томление духа", "Все произошло
из праха и в прах возвратится". В книге Иова говорится: "Человек
рождается на страдания".
Отцом пессимизма
в европейской философии признается А. Шопенгауэр, согласно которому желания
человека никогда не смогут быть удовлетворены и поэтому "жизнь со всех
сторон по существу своему - страдание" (Смысл жизни и цель жизни - не
равнозначные понятия, хотя они и тесно связаны между собой. Смысл жизни - это
объективная независимая от желания человека значимость его жизни, она имеет
место, хочет того человек или нет. Цель жизни ставится самим человеком, это
внутреннее, личное осознание человеком смысла и содержания жизни, конкретизация
его в каком-либо деле, или явление.
Размышляя над
проблемой смысла жизни, Л.Н. Толстой пришел к выводу, что вопрос о смысле жизни
есть вопрос веры, а не рационально аргументированного знания. Понятие веры в
философии Толстого не совпадает с традиционным понятием веры: "Вера есть
знание смысла человеческой жизни, вследствие которого человек не уничтожает
себя, а живет. Вера есть сила жизни". Таким образом, для Толстого жизнь,
имеющая смысл, и жизнь, основанная на вере, есть одно и то же. Понятие счастья
во всех этических системах непосредственно связывается с пониманием смысла
жизни, так как в самом общем виде счастье определяется как состояние моральной
удовлетворенности, удовлетворения своей жизнью. Философские манифесты счастья
имела каждая эпоха. Во многих этических системах счастье провозглашалось
неотъемлемым правом человека, стремление к счастью рассматривалось как
прирожденное свойство личности и в этих учениях счастье и стремление к нему
рассматривалось в качестве основы и источника моральной деятельности. Ламетри,
французский просветитель XVIII в. писал: "Кто нашел счастье, тот все
нашел". Во Франции в XVIII в. даже был основан "Орден счастья".
По мнению
Вольтера, "великое дело жизни и единственное о чем следует заботиться -
это жить счастлива". Это и есть формула эвдемонизма. Однако эвдемонизм
отличается от гедонизма, ибо источником счастья может быть не только
удовольствие, но и благополучная судьба, совершенство человека, удовлетворение
жизнью.
Счастье - это
состояние наибольшей удовлетворенности человека условиями своего бытия,
ощущение полноты и осмысленности жизни - это и благополучие, и здоровье и
степень свободы и уверенности человека в полезности своего существования на
земле.
Счастье не может
быть состоянием постоянным, это не состояние непрерывной радости, а скорее,
момент особого эмоционального подъема. Один древний мыслитель сказал, что
счастье перемежается с несчастьем как роза с шипами. Генрих Гейне подтвердил
распространенное убеждение, когда сравнил счастье с легкомысленной девушкой,
которая приласкает, поцелует и убежит; несчастье, наоборот похоже на женщину,
которая сильно привязывается, не спешит уйти и спокойно сидит вокруг тебя.
Следовательно, как правило, счастье мимолетно, его трудно удержать, несчастье
же наоборот отличается постоянством.
Нравственный идеал — понятие морали, в котором выражаются
требования общества к людям в виде конкретного образа нравственно совершенной
личности, воплотившей лучшие моральные качества, одобряемые обществом
представления об образце поведения и отношений между людьми, которые становятся
побудителем и целью нравственного развития общества и личности.
По словам Ленина, идеал — это «моральное высшее». В нем
сосредоточены нравственные оценки общества (класса), выдвинуты как морально
ценные те нравственные свойства и качества (добродетели), которые данному
обществу (классу) представляются обязательными, необходимыми, особенно важными,
поэтому признаются образцом для всех. Нравственные свойства, оцениваемые по
высшей шкале, и составляют содержание идеала. За основу принимаются
действительные нравственные черты, качества, отношения между людьми, но они
возводятся сознанием в степень превосходных, наиболее соответствующих
представлениям общества (класса), личности о самом совершенном воплощении
нравственных ценностей в жизнь, о наиболее достойном образе мысли, жизни, поведения,
отношений. Интеллектуальная оценка Н. и. всегда сопровождается эмоциональным
отношением — восхищением, одобрением, желанием подражать образцу, действовать
так же, выработать в себе соответствующие качества. Тем самым идеал становится
важным стимулом и ориентиром нравственного воспитания и самовоспитания. Идеалы
могут быть прогрессивными и реакционными, реальными и утопическими.
Содержание Н. и. исторически изменчиво и в классовом
обществе является классовым. Идеалы прошлого, как правило, были оторваны от
действительности, страдали внеисторнч-ностью, внеклассовостьго, носили
иллюзорный характер, не были нацелены на активность человека и потому
оставались недостижимыми. Даже прогрессивные идеалы основывались лишь на
субъективных пожеланиях, без понимания объективных законов и путей достижения.
В коммунистической морали идеал связан с борьбой «за
укрепление и завершение коммунизма» (Ленин). Н. и. нашего общества — часть
более широкого коммунистического общественного идеала — всесторонне,
гармонически развитая личность, неотъемлемым качеством которой должно быть
нравственное совершенство. Главные моральные требования, предъявляемые
обществом к своим членам и образующие в единстве модель нравственно развитой
личности, определены в Моральном кодексе строителя коммунизма. Они постоянно
обогащаются, пополняются новыми требованиями, отражающими развитие моральной
практики социалистического общества и запросы личности. В обществе развитого
социализма особое значение приобретают нравственная культура личности, ее
активная жизненная гражданская позиция, сознание и чувство общественного долга,
социальной ответственности, единство слова и дела. Характерная особенность нашего Н. и.— его жизненность,
действенность; он связан с потребностями общественной практики, обретает
реальность в социалистическом взаимодействии людей, утверждается благодаря
активной деятельности членов общества в различных социальных сферах,
нравственного воспитания и самовоспитания. «...Чем энергичнее борется человек
за осуществление своего общественного идеала, чем больше самоотвержения
обнаруживает он в такой борьбе, тем выше поднимается он на лестнице
нравственного развития» (Плеханов). Но и при социализме идеал не совпадает с
реальностью, идеал всегда оказывается впереди. Его достижение -—
непрекращающийся процесс. Разрешение противоречий между Н. и. и
действительностью осуществляется путем совершенствования социальной практики и
нравственного воспитания, повышения социальной активности самой личности.
|