Вторник, 24.06.2025, 02:01
Приветствую Вас Гость | RSS

Право РФ

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 69
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Этические категории «смысл жизни», «нравственный идеал», «счастье»

Счастье, смысл жизни, цель

      Счастье, смысл жизни, цель и идеал человеческой жизни. Трудно найти другие категории этики, которые с древнейших времен и до наших дней не вызывали бы такой живой интерес. Зачем живет человек? Каково его предназначение в мире? Есть ли какой-то смысл в его жизни, если он конечное существо, т.е. смертен?

     Эти и другие подобные вопросы, которые Г. Гейне назвал в свое время проклятыми, не могут не волновать каждого мыслящего человека, ибо вопрос о смерти и бессмертии - это глубоко нравственный вопрос - только человеку свойственно задумываться о конечности своего существования. Именно в такие моменты он с особой силой ощущает и осознает потребность определить, в чем же заключается для него смысл жизни, счастлив ли он. Это момент нравственной самооценки человека.

     В истории этики известно множество ответов на вопросы о смысле жизни человека.

Все их можно разделить на три основных направления:

           1) одни усматривали смысл жизни в индивидуальном благополучии;

           2) другие видели его в реализации каких-то внеземных задач;

           3) провозглашали бессмысленность и абсурдность человеческого бытия.

     Индивидуалистические концепции счастья и смысла жизни мы находим в гедонизме и эвдемонизме. Кроме того, в том или ином варианте понимание счастья как максимума удовольствий встречается в этике утилитаризма.

     Второе направление в понимании смысла жизни ярче всего проявляется в религиозной этике. Наивысшей ценностью понимается, провозглашается потусторонний мир, а земное бытие понимается как некое испытание, ниспосланное Богом человеку. Поэтому смысл земной жизни - это перенесение всяческих испытаний, трудностей, но во имя искупления первородного греха, во имя спасения бессмертной души. В противоположность гедонистической концепции религиозная этика делает принципом земной жизни отказ от наслаждения, аскетизм, ее идеал - это человек аскет.

     Третье направление в понимании смысла жизни можно назвать пессимистическим. Это отрицание какого-либо смысла человеческого существования, глубокое убеждение в абсурдности, полной бессмысленности человеческого бытия. С этой точки зрения жизнь человека лишена какой-то объективной определенности, а поэтому всегда бессмысленна и абсурдна. Одинокий, предоставленный самому себе человек испытывает постоянное чувство беспокойства и страха. Как сказал еще Байрон: "Кем бы ты ни был, лучше было бы не быть". Пессимистические настроения мы найдем в самой поэтической книге Библии, в Екклесиасте: "И возненавидел я жизнь, ибо все суета и томление духа", "Все произошло из праха и в прах возвратится". В книге Иова говорится: "Человек рождается на страдания".

     Отцом пессимизма в европейской философии признается А. Шопенгауэр, согласно которому желания человека никогда не смогут быть удовлетворены и поэтому "жизнь со всех сторон по существу своему - страдание" (Смысл жизни и цель жизни - не равнозначные понятия, хотя они и тесно связаны между собой. Смысл жизни - это объективная независимая от желания человека значимость его жизни, она имеет место, хочет того человек или нет. Цель жизни ставится самим человеком, это внутреннее, личное осознание человеком смысла и содержания жизни, конкретизация его в каком-либо деле, или явление.

     Размышляя над проблемой смысла жизни, Л.Н. Толстой пришел к выводу, что вопрос о смысле жизни есть вопрос веры, а не рационально аргументированного знания. Понятие веры в философии Толстого не совпадает с традиционным понятием веры: "Вера есть знание смысла человеческой жизни, вследствие которого человек не уничтожает себя, а живет. Вера есть сила жизни". Таким образом, для Толстого жизнь, имеющая смысл, и жизнь, основанная на вере, есть одно и то же. Понятие счастья во всех этических системах непосредственно связывается с пониманием смысла жизни, так как в самом общем виде счастье определяется как состояние моральной удовлетворенности, удовлетворения своей жизнью. Философские манифесты счастья имела каждая эпоха. Во многих этических системах счастье провозглашалось неотъемлемым правом человека, стремление к счастью рассматривалось как прирожденное свойство личности и в этих учениях счастье и стремление к нему рассматривалось в качестве основы и источника моральной деятельности. Ламетри, французский просветитель XVIII в. писал: "Кто нашел счастье, тот все нашел". Во Франции в XVIII в. даже был основан "Орден счастья".

     По мнению Вольтера, "великое дело жизни и единственное о чем следует заботиться - это жить счастлива". Это и есть формула эвдемонизма. Однако эвдемонизм отличается от гедонизма, ибо источником счастья может быть не только удовольствие, но и благополучная судьба, совершенство человека, удовлетворение жизнью.

     Счастье - это состояние наибольшей удовлетворенности человека условиями своего бытия, ощущение полноты и осмысленности жизни - это и благополучие, и здоровье и степень свободы и уверенности человека в полезности своего существования на земле.

     Счастье не может быть состоянием постоянным, это не состояние непрерывной радости, а скорее, момент особого эмоционального подъема. Один древний мыслитель сказал, что счастье перемежается с несчастьем как роза с шипами. Генрих Гейне подтвердил распространенное убеждение, когда сравнил счастье с легкомысленной девушкой, которая приласкает, поцелует и убежит; несчастье, наоборот похоже на женщину, которая сильно привязывается, не спешит уйти и спокойно сидит вокруг тебя. Следовательно, как правило, счастье мимолетно, его трудно удержать, несчастье же наоборот отличается постоянством.

Нравственный идеал — понятие морали, в котором выражаются требования общества к людям в виде конкретного образа нравственно совершенной личности, воплотившей лучшие моральные качества, одобряемые обществом представления об образце поведения и отношений между людьми, которые становятся побудителем и целью нравственного развития общества и личности.

По словам Ленина, идеал — это «моральное высшее». В нем сосредоточены нравственные оценки общества (класса), выдвинуты как морально ценные те нравственные свойства и качества (добродетели), которые данному обществу (классу) представляются обязательными, необходимыми, особенно важными, поэтому признаются образцом для всех. Нравственные свойства, оцениваемые по высшей шкале, и составляют содержание идеала. За основу принимаются действительные нравственные черты, качества, отношения между людьми, но они возводятся сознанием в степень превосходных, наиболее соответствующих представлениям общества (класса), личности о самом совершенном воплощении нравственных ценностей в жизнь, о наиболее достойном образе мысли, жизни, поведения, отношений. Интеллектуальная оценка Н. и. всегда сопровождается эмоциональным отношением — восхищением, одобрением, желанием подражать образцу, действовать так же, выработать в себе соответствующие качества. Тем самым идеал становится важным стимулом и ориентиром нравственного воспитания и самовоспитания. Идеалы могут быть прогрессивными и реакционными, реальными и утопическими.

Содержание Н. и. исторически изменчиво и в классовом обществе является классовым. Идеалы прошлого, как правило, были оторваны от действительности, страдали внеисторнч-ностью, внеклассовостьго, носили иллюзорный характер, не были нацелены на активность человека и потому оставались недостижимыми. Даже прогрессивные идеалы основывались лишь на субъективных пожеланиях, без понимания объективных законов и путей достижения.

В коммунистической морали идеал связан с борьбой «за укрепление и завершение коммунизма» (Ленин). Н. и. нашего общества — часть более широкого коммунистического общественного идеала — всесторонне, гармонически развитая личность, неотъемлемым качеством которой должно быть нравственное совершенство. Главные моральные требования, предъявляемые обществом к своим членам и образующие в единстве модель нравственно развитой личности, определены в Моральном кодексе строителя коммунизма. Они постоянно обогащаются, пополняются новыми требованиями, отражающими развитие моральной практики социалистического общества и запросы личности. В обществе развитого социализма особое значение приобретают нравственная культура личности, ее активная жизненная гражданская позиция, сознание и чувство общественного долга, социальной ответственности, единство слова и дела.

Характерная особенность нашего Н. и.— его жизненность, действенность; он связан с потребностями общественной практики, обретает реальность в социалистическом взаимодействии людей, утверждается благодаря активной деятельности членов общества в различных социальных сферах, нравственного воспитания и самовоспитания. «...Чем энергичнее борется человек за осуществление своего общественного идеала, чем больше самоотвержения обнаруживает он в такой борьбе, тем выше поднимается он на лестнице нравственного развития» (Плеханов). Но и при социализме идеал не совпадает с реальностью, идеал всегда оказывается впереди. Его достижение -— непрекращающийся процесс. Разрешение противоречий между Н. и. и действительностью осуществляется путем совершенствования социальной практики и нравственного воспитания, повышения социальной активности самой личности.

Категория: Мои статьи | Добавил: DaTre (27.06.2011)
Просмотров: 7354 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2025
Сделать бесплатный сайт с uCoz