Мораль - это специфический способ духовно-практического
освоения мира, предполагающий особое ценностно-императив-ное отношение к нему.
Специфичность морали проявляется в ряде моментов.
В морали воплощено единство духовного и практического: она
служит основой духовной культуры личности и показателем меры человеческого в
человеке; вся практическая деятельность человека и его поведение определяется
сложившимися в обществе моральными представлениями. Правомерно утверждать, что
мораль, нравственность -- «первоценность, первооснова духовной жизни
людей» (С.Ф. Анисимов), являющаяся
единственным условием человеческой духовности и сущности.
Мораль действует не в какой-то определенной области (наука,
искусство или политика и т.д.), а носит универсальный характер.
В отличие, например, от науки, настаивающей на
объек-тивизме, мораль носит подчеркнуто оценочный, а зачастую и субъективный
характер: все явления мира и человеческие действия она рассматривает сквозь
призму ценностей и оценок. Ее интересуют не законы природы как таковые и не
экологиче-ские основания природопользовательной деятельности челове-ка, а
нравственная оценка этой деятельности с позиций добра и зла, долга и
ответственности, интересов личности или всего Общества.
Мораль вырабатывает предписания, требующие от людей
особенного -- морального типа поведения, в чем проявляется ее императивный
(повелительный) характер.
Мораль -- исторически первый способ социальной регуляции,
обеспечивающий согласованность действий индивидов и оптимальное сочетание индивидуальных
интересов с интересами социального целого (рода, племени, нации, страны). Любое
общество на любом этапе своего развития нуждается в механизмах регулирования, в
соблюдении определенного порядка. Зависимость индивидов друг от друга и от
общества в целом устанавливается не автоматически, а вполне осознанно. Мораль
как продукт социального опыта поколений и итог этической рефлексии помогает
человеку в выборе линии поведения, корректирует его поступки и отношения.
Поэтому моральные устои общества необходимы как для общественного, так и для
индивидуального благополучия. Таким образом, объективная сущность морали
состоит в том, чтобы обеспечить баланс личного и общественного блага, внести
гармонию в процесс человеческого общения с помощью системы моральных принципов,
норм и идеалов.
Моральные принципы -- это основные, фундаментальные
представления о должном поведении человека, через которые раскрывается сущность
морали.
Принцип коллективизма выступает одновременно услови-ем и
следствием общественной сущности человека, ориентируя его на подчинение своих
личных интересов общественным и слу-жение им. Такая ориентация «выгодна»
обществу, поэтому оно, Как правило, заинтересовано в формировании у личности
коллективистских тенденций.
Принцип индивидуализма в советской этике традиционно
рассматривался как антипод коллективизма, несущий отрицательное содержание, как
нравственный принцип буржуазной идеологии и морали, согласно которому интересы
личности, индивидуума ставятся выше интересов общества, коллектива и личные
инте-ресы предпочитаются общественным. В новой, гуманистиче-ской этике
индивидуализм обретает новый смысл и становится ведущим принципом.
Индивидуализм утверждает прежде всего ценность, уникальность и неповторимость
каждого индивида, пробуждая в нем уверенность в себе, стремление к
самовыраже-нию. Ориентируя человека на собственные силы и возможно-сти, а не на
социальное иждивенчество, индивидуализм повы-шает ответственность личности за
моральную деятельность.
Принцип гуманизма выражается в признании человека главной
ценностью, а его интересов -- приоритетными. На про-тяжении всей человеческой
истории соблюдение или нарушение принципа гуманизма, борьба за его реализацию
лежали в основе оценки деятельности стран, правительств и президентов для
че-ловека и во имя человека.
Принцип альтруизма -- бескорыстная любовь и забота о бла-ге
другого человека («Возлюби ближнего, как самого себя»), го-товность к
самопожертвованию. Альтруизм противоположен эгоизму, ориентированному только на
себя, в ущерб другим.
Принцип толерантности, опирающийся на признание
со-зидательной роли индивидуализма в его положительном, гума-нистическом
смысле, предполагает проявление терпимости к иному: иным взглядам, ценностям,
поведению. В современных условиях демократизации и плюрализма терпимость к
инако-мыслию и инакодействию чрезвычайно важна, особенно в сфере политических,
религиозных и межнациональных отношений.
С терпимостью нельзя путать равнодушие, которое иногда может
превращаться в принцип нейтрального поведения, веду-щий к подлости и
предательству.
Моральные нормы -- это конкретные правила поведения,
оп-ределяющие, как человек должен вести себя по отношению к об-ществу, другим
людям, самому себе. В них четко прослеживается императивно-оценочный характер
морали. Моральные нормы затрагивают все аспекты человеческих взаимоотношений.
Нравственный идеал -- это целостный образец нравствен-ного
поведения, к которому люди стремятся, считая его наибо-лее разумным, полезным,
красивым. Он выполняет две функ-ции: позволяет оценивать поведение других людей
и является ориентиром для самосовершенствования. Идеал -- все лучшее, что
выработано моралью на данном этапе ее развития. Отсю-да -- исторический и
социальный характер идеала.
Моральные принципы, нормы и идеалы действуют не само-стоятельно,
независимо друг от друга, а представляют собой сис-тему морали, все элементы
которой взаимосвязаны и взаимо-обусловлены. Система морали -- ее принципы,
нормы, идеалы -- влияет на нравственность в обществе опосредованно: механизм
моральной регуляции реализуется через структуру морали.
Моральные нормы, принципы, идеалы проявляются в мораль-ной
деятельности людей, представляющей собой результат взаимодействия морального
сознания, моральных отношений и морального поведения.
Моральные отношения -- центральный элемент структуры морали
и наиболее «философский» ее элемент. Специфика моральных отношений в том, что
их нельзя рас-сматривать как некий особый, автономно существующий вид
отношений: в нравственных отношениях фиксируются свойства любой человеческой
деятельности с точки зрения ее моральной оценки. Наиболее значимы в
нравственном смысле такие виды отношений, как отношение человека к обществу в
целом, к другим людям, к самому себе.
Отношение человека к обществу регулируется рядом прин-ципов,
в частности, принципами коллективизма или индиви-дуализма. В первом случае
человек подчиняет свои интересы общест-венным, видит свой долг в служении
обществу. В случае индивидуалистической направленности он ориентируется на
самого себя, на свои силы, разум, предприимчивость.
Большое место в системе отношений человека к обществу
занимают принципы, идеалы и нормы гражданственной ори-ентации: патриотизм
(альтернативой ему может быть космо-политизм), национальное самосознание (или
его отсутствие), активная гражданская позиция (или политическое равноду-шие).
Однако наличие или отсутствие их у человека еще не яв-ляется показателем уровня
его нравственной культуры. Многое здесь зависит от содержания этих качеств.
Так, патриотизм, заключающийся в беззаветной любви и пре-данности
своему отечеству, может проявляться как в безогово-рочном принятии и оправдании
любых действий и политики своего государства и его властей, так и в критичном
отношении к негативным моментам, препятствующим развитию общества.
Космополитизм -- осознание себя «гражданином мира»,
включенным в систему планетарных отношений, предполагает, как правило,
равнодушие или даже нелюбовь к своему отечест-ву, однако он может сочетаться и
с любовью к нему.
Чувство национального самосознания может быть продук-тивным,
нацеленным на процветание нации и ее культуры, а может быть деструктивным,
несущим в себе элементы нацио-нализма или шовинизма, враждебности к другим
народам. От-сутствие национального самосознания может свидетельствовать как о
равнодушии к судьбе собственной нации, так и об уваже-нии и терпимости к другим
народам.
Активная гражданская позиция характеризуется чувством
сопричастности и ответственности за судьбу человеческого сооб-щества и
собственного отечества. Проявляться же она может как в серьезном, ответственном
стремлении к участию в жизни общества, так и в безудержной фанатичной поддержке
власти или, напротив, в столь же фанатичной оппозиции к ней. Важно не допускать
здесь максимализма и подходить к собственному выбору ответственно.
Моральное сознание -- это субъективный способ бытия
нравственных отношений. Бытие нравственных отношений «во мне» предполагает их
отражение, осмысление, становится их основанием и обоснованием. Моральное
сознание включает в себя два уровня: эмоцио-нальный и рациональный.
Эмоциональный уровень морального сознания характери-зует
непосредственную реакцию личности на событие, отноше-ние, явление. Он
формируется стихийно, связан с психическими особенностями личности и ее
подсознательными влечениями. Включает в себя:
Чувства -- это переживаемые человеком радость и печаль,
любовь и ненависть, страдание и сострадание. Способность ис-пытывать их,
руководствоваться ими является показателем уровня человеческого в человеке.
Возникают чувства на основе непосредственных эмоций. Разновидностью морального
чувства выступает страсть -- сильно выраженное чувство, ведущее к достижению
цели любы-ми, в том числе иногда и безнравственными средствами. Страсть сама по
себе нейтральна -- ни хороша, ни плоха; ее нравствен-ный статус зависит от целей,
на которые она направлена.
Настроение -- особое состояние, отличающееся длительно-стью,
устойчивостью и являющееся фоном, на котором проте-кает деятельность человека.
В приподнятом, оптимистическом настроении человек доброжелателен, приветлив,
проявляет по-вышенную работоспособность. В подавленном настроении мо-жет быть
груб, раздражен и даже неработоспособен. Стихийность эмоционального уровня не
исключает, а напро-тив, предполагает его обязательную регуляцию и
саморегуля-цию. Но осуществляться они могут лишь благодаря достаточно развитому
рациональному уровню морального сознания.
Рациональный уровень -- способность личности к логиче-скому
анализу и самоанализу -- результат целенаправленного формирования морального
сознания в процессе обучения, вос-питания и самовоспитания. Итог -- моральная
компетентность личности, включающая три компонента Золотухина-Аболина Е.В. Курс
лекций по этике. - М.: Проспект, 1995, стр. 54:
1. Знание принципов, норм и категорий, входящих в систему
морали. Именно на формирование этих знаний направлено изу-чение этики. К
сожалению, одни этические знания не обеспечи-вают моральности субъекта: можно
прекрасно знать все требо-вания морали и, однако, не соблюдать их.
2. Понимание сущности моральных норм и принципов и
необходимости их применения. Ведь в одни и те же понятия мы иногда вкладываем
разный смысл.
3. Принятие нравственных норм и принципов, согласие с ними,
включение их в собственную систему взглядов и убеждений, их использование в
качестве «руководства к действию».
Важнейшей проблемой морального сознания является соотношение
рационального и эмоционального. Их единство обеспечивает внутреннюю целостность
личности. К сожалению, в реальной жизни механизм
взаимопроникновения эмоциональ-ного и рационального нередко дает сбой, и потому
их гармония выступает скорее желательным и должным, в то время как ре-альным и
«сущим» часто бывает противоречие между ними.
Моральное поведение, опирающееся на нравственное созна-ние
личности и реализующее ее нравственные отношения, явля-ется итогом, результатом
становления личности и ее свободного выбора. Если моральное сознание выступает
субъективирован-ной формой этих отношений, то моральное поведение есть их
объективация, их материализация. И в этом смысле поведение человека --
показатель его нравственной культуры.
Центральным моментом нравственного поведения является
поступок, который характеризует способность человека к соз-нательной постановке
целей, выбору соответствующих средств и самостоятельному, внутренне свободному,
морально ответственному действию. Поступок должен рассматриваться в сово-купности
с предшествующей и последующей деятельностью мо-рального сознания, в общем
контексте моральных отношений обществе.
Совокупность этих элементов и составляет содержа-ние нравственного поступка.
Поступку предшествует мотивация, которая играет роль импульса,
побудителя к действию: мотив предшествует поступ-ку и продолжает свое действие
во время его совершения. Это очень сильный регулятор человеческого поведения,
не менее важный, чем сам поступок.
Рассмотрение структуры морали позволяет выявить механизм взаимодействия
ее элементов.
Во-первых, моральные
отношения, моральное сознание и нравственное поведение личности
всегда выступают в единстве. Только условно, при анализе структуры морали их
можно рас-сматривать в отдельности; в реальной жизни они взаимопрони-кают и
обусловливают друг друга.
Во-вторых, структура морали выявляет противоречия меж-ду
отдельными элементами морали: сознанием, отношениями и поведением. Личность
может скрывать свои подлинные чувст-ва и взгляды или демонстрировать поведение,
противоположное ожиданиям окружающими. Это может касаться и ее отношений к
обществу, другим людям, самой себе.
В-третьих, противоречивость морали может проявляться внутри
ее отдельных элементов:
- в моральном сознании -- между его рациональной и эмоциональной
сторонами;
- в моральном поведении -- между возможным, желаемым и
должным, проявляющееся в рассогласованности таких мотивов поведения, как
«могу», «хочу» и «надо»;
- в моральных отношениях -- между индивидуальным, групповым
и общечеловеческим.
Роли морали в жизни общества и отдельной личности
многочисленны. Трудно объяснить, почему существует мораль, зато можно
определить, для чего она существует, какие выполняет функции.
Гуманизирующая функция морали. Именно приобщение личности к
высоким нравственным принципам и идеалам и сле-дование им в отношениях с людьми
«очеловечивает» человека, делает его человеком, достойным любви и уважения.
Регулятивная: мораль регулирует поведение и отношения людей
в обществе. Проявляется эта функция во всех сферах че-ловеческого бытия через
противоречия доброго и злого, должно-го и сущего, справедливого и
несправедливого. Причем обяза-тельность моральных правил не обеспечивается ни
законом, ни принуждением, ни уголовным наказанием, и все-таки люди их
неукоснительно соблюдают. Моральная регуляция осуществля-ется добровольно, на
основе свободного выбора человека и само-стоятельного принятия им решений.
Побудительными силами и основными нравственными регуляторами являются
общест-венное мнение (внешний регулятор) и совесть (регулятор внут-ренний). В
связи с этим можно утверждать, что регулятивная функция морали обеспечивается
прежде всего через саморегуля-цию и самоуправление личности.
Воспитательная функция морали определяется ее участием в
формировании человеческой личности и ее самосознании. Господствующие в обществе
моральные нормы и принципы в процессе обучения и образования целенаправленно
вносятся в сознание человека, прививаются ему. Мораль формирует по-требность
относиться к другим, как к самому себе, возвышать себя через возвышение других,
осознавать последствия своих действий. Реализуется воспитательная функция
морали в про-цессе освоения личностью нравственного опыта предшествую-щих
поколений, формирования положительных нравственных чувств, убеждений, привычек.
Воспитательное воздействие мо-рали на личность осуществляется с помощью
различных прие-мов -- от убеждения и принуждения до самодисциплины и
са-мовоспитания.
С воспитательной тесно связана познавательная функция
морали. Моральное познание выступает основой нравственного воспитания личности.
Давая человеку адекватное знание -- не-обходимую информацию о нравственных
нормах и ценностях, мораль вооружает нас «секретами» человеческого поведения и
общения. Познавательную функцию можно рассматривать и как ценностно-ориентирующую,
ибо моральные знания, в от-личие, например, от естественнонаучных, не
бесстрастны, а все-гда наполнены некоторым оценочным смыслом, нацеливают
личность на определенные смысложизненные ценности.
Коммуникативная функция морали заключается в том, что мораль
выступает необходимым условием, фактором, формооб-разующим элементом и
результатом человеческого общения, которое, таким образом, невозможно без
морали и вне морали.
С первого момента общения между людьми устанавливается
негласная договоренность: вести общение на определенных ус-ловиях. Ими как раз
и выступают моральные нормы, которые нащупываются исподволь или декларируются
сразу, но в любом случае в процессе дальнейшего общения из условий они
превра-щаются в действенные факторы общения, обеспечивая или дру-желюбие (в
случае совпадения этих норм), или враждебность (в случае их
рассогласованности). Соответственно складывают-ся и формы общения: от
диалогического взаимопонимания до антагонистических конфликтов.
Исторические типы морали
Исторический тип морали определяется целой совокупностью
признаков: соотношением моральных норм и обычаев, характером санкций,
соотношением поступка и его мотива, в конечном итоге - степенью автономности
субъекта нравственности, зрелостью личности.
Страх перед наказанием за совершенный поступок - самая
простая форма социального контроля, распространимая даже на коллективные
взаимоотношения в биологических популяциях. В ранних человеческих общностях
чувство страха преобладало по отношению к чужим, потенциально враждебным
иноплеменникам.
По отношению к "своим" внутри группы действует
механизм "стыда". В чувстве стыда выражена уже простейшая форма
социального контроля, отделивпгаяся от ее группового носителя и ставшая
самооценкой индивида. Стыд - это страх осуждения "своими". Стыд не
предполагает разграничения мотива и поступка. Стыдиться (или гордиться,
гордость - положительная форма социального контроля этого типа) можно и
случайной ошибки, гордиться можно случайной, немотивированной удачей, победой,
не зависящей от победителя. Античная культура в основном была воплощением того
типа нравственности, для которой наиболее характерной формой самооценки были
"стыд" и "гордость". Человек судит себя по объективному
результату, а не по мотивам поступка (таковы герои Еврипида: Федра, Геракл,
Тесей). Стыд не осознавался как стыд перед собой, он как бы вынесен вовне и
воплощен в образе Эриний, преследующих того, кто совершил зло.
Неотделенность еще внутреннего мира от внешних проявлений
человеческой активности отразилась на характере дружеских отношений. Наиболее
тесно связывала людей в "героическую" эпоху Древней Греции дружба,
скрепленная договором. Героические действия, совершенные Ахиллом под Троей,
были связаны с необходимостью отомстить за гибель своего друга Патрокла.
Главным в дружбе был ее "практический" характер, мотив не отделялся
от действия.
Другой тип нравственности характерен для сословного
общества. Здесь центральным оказывается такой регулятор поведения, как честь.
Чувство стыда трансформируется в чувство бесчестья. Понятие чести не столько
выражает персональную репутацию индивида, сколько определяет значимость той
общности, к которой он принадлежит. Понятие чести воплощается в корпоративные
" кодексы чести ". Идеалом дворянского сословия было сознательное изгнание
страха и утверждение чести как основного "законодателя" поведения
дворянина. Дуэль - процедура по восстановлению чести. С этих позиций храбрость
- самоцель дворянина, это не средство служения государственной пользе. В
отличие от более ранних типов нравственности, в данном случае поражение или
победа не есть критерий нравственного поступка. Главное - личное бесстрашие, то
есть следование закону чести, что предполагает индивидуальную мотивацию, а не
только позитивный результат поступка. Но корпоративное одобрение вызывают
только определенные внутренние побуждения, воплощенные в определенные действия.
Дуэль, способность добровольно взглянуть в лицо смерти, становится особым
"очищающим" ритуальным действием, смывающим печать личного бесчестья.
Причем индивидуальному решению в дуэли отводится серьезная роль: необходимо
решить, достаточно ли только простого вызова, или "обозначения" боя
(выстрел в воздух), или же оскорбление необходимо смыть кровью [1]. Для низших
сословий понятие чести часто связано с уровнем мастерства, с трудом, как
достойным человека занятием.
Понятие достоинства оказывается в центре нравственного
сознания уже в новое время. Достоинство мыслится как то, что должно быть
присуще каждому индивиду, должно носить всеобщий характер. С этой точки зрения,
дуэль - лишь ритуализированное убийство, унижающее достоинство человека
действие. Достоинство предполагает расхождение между должным и сущим, что
открывает простор для личного самосовершенствования. Понятие человеческого
достоинства предполагает ощущение индивидом себя как представителя "рода
человеческого" в целом, ставшее мотивом его поведения. Чувство
собственного достоинства предполагает значительную вариативность поведения
индивида, открывает возможность различных его интерпретаций. В частности,
диапазон интерпретации понятия достоинства находится между полюсами
безграничного самоутверждения индивида и ощущением огромной ответственности за
свои поступки перед человечеством. Основополагающим для истолкования идеи
человеческого достоинства является принцип гуманизма, который и сам имеет
различные интерпретации. Гуманизм выражен и в идее И.Канта, согласно которой
человек всегда является целью и не может стать средством. Но существует и
марксистский, "конкретный" гуманизм, согласно которому отдельный
человек может и даже должен с радостью стать средством для прогрессивного
развития человечества в целом. Ж.П.Сартр рассматривает гуманизм как абсолютную
свободу человека, не стесненную внешними условиями и внутренней " цензурой
". В религиозной христианской традиции гуманизм подвергается критике,
рассматривается в качестве одного из самых больших заблуждений человечества
(Н.Бердяев, Ю.Бохеньский). Гуманизм как поклонение человека самому себе
рассматривается как форма идолопоклонничества, несвободы человека.
|