Вторник, 24.06.2025, 11:38
Приветствую Вас Гость | RSS

Право РФ

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 69
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Моральное сознание. Понятие и структура

Моральное сознание - сложный социально-психологический и культурный феномен, выполняющий функции оценки окружающего мира (других людей, общества в целом), а также самооценки (совесть). Специфика всякой оценки заключается в пространстве свободы, гарантирующем возможность сравнения и сопоставления как необходимой предпосылки всякой оценки. Моральное сознание - это внутренний мир человека во всем его сложном многообразии.

В нравственном сознании обычно выделяют два уровня: психологический и идеологический.  При этом необходимо сразу же выделить различные виды нравственного сознания: оно может быть индивидуальным, групповым, общественным.

Психологический уровень включает в себя бессознательное, чувства, волю.  В бессознательном проявляются остатки инстинктов, естественные нравственные законы, психологические комплексы и другие феномены.  Бессознательное лучше всего изучено в психоанализе, основателем которого является выдающийся психолог XX века Зигмунд Фрейд.  Существует большая специальная литература, посвящённая проблеме соотношения психоанализа и этики.  Бессознательное по большей части имеет врождённый характер, но оно может предстать и как целая система сформированных уже жизнью комплексов, которые в значительной степени влияют на выбор зла.   Психоанализ выделяет в психике человека три уровня: «Я» («Эго»), «Оно» («Ид») и «Сверх-Я» («Супер-Эго»), последние два уровня и являются основными элементами бессознательного.  «Оно» при этом часто определяется как подсознательное, а «Сверх-Я» - как сверхсознательное. Подсознательное часто предстаёт субъективным основанием выбора зла.  Очень важную роль в морали играют нравственные чувства.  К нравственным чувствам относятся чувства любви, сострадания, благоговения, стыда, совести, ненависти, злобы и др.  Нравственные чувства отчасти являются врождёнными, т.е. присущими человеку от рождения, данные ему самой природой, а отчасти они социализуемы, воспитуемы.  Уровень развития нравственных чувств субъекта характеризует нравственную культуру данного субъекта.  Нравственные чувства человека должны быть обострёнными, чутко и правильно реагирующими на происходящее Стыд есть моральное чувство, через которое человек осуждает свои действия, мотивы и моральные качества.  Содержанием стыда является переживание вины.  Стыд есть первоначальное проявление нравственного сознания и в отличие от совести имеет более внешний характер.  Как элементарная форма нравственного сознания стыд, прежде всего, выражает отношение человека к удовлетворению своих природных потребностей.Совесть есть нравственно-психологический механизм самоконтроля.  Этика признаёт, что совесть предстаёт личным сознанием и личным переживанием  относительно правильности, достоинства, честности и других ценностей добра всего того, что делалось, делается или намечается делаться человеком.  Совесть является связующим звеном между нравственным порядком в душе человека и нравственным порядком мира, в котором живёт человек.Существуют разные концепции совести: эмпирические, интуитивистские, мистические.   Эмпирические теории совести основываются на психологии и пытаются объяснить совесть через приобретённое личностью знание, которое определяет её нравственный выбор Интуитивизм понимает совесть как «врождённую способность морального суждения», как умение мгновенно определить, что является правильным Совесть может быть разных видов, -  различают «добрую и совершенную совесть», «угасшую  и несовершенную совесть».  В свою очередь, «совершенная» совесть характеризуется как активная и чувствительная, «несовершенная» – как спокойная, или потерянная, пристрастная и лицемерная. Воля как субъективная способность к самодетерминации очень существенна для нравственности человека, ибо она характеризует человеческую свободу при выборе добра или зла.  С одной стороны, этика исходит из того положения, что воля человека изначально отличается своим свободным характером при выборе добра и зла.  И в этом отличительная особенность человека, выделяющая его из  животного мира.  С другой стороны, нравственность способствует развитию данной способности, формирует так называемую положительную свободу человека, как его способность выбрать добро и вопреки собственным пристрастиям или внешнему принуждению.  В этике были попытки рассматривать волю в целом как основу морали. Идеологический уровень нравственного сознания включает в себя нормы, принципы, идеи, теории.

Категория: Мои статьи | Добавил: DaTre (26.06.2011)
Просмотров: 2427 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2025
Сделать бесплатный сайт с uCoz