Клинические формы нарушения мышления
1. Умственная недостаточность: расстройство, проявляющееся в
поведении или психологической сфере в виде не совсем адекватных реакций на
определенные события, связанные с пережитым горем или болезнью.
2. Невроз: психические нарушения, при которых оценка
реальных событий не нарушена, а симптомы болезни проявляются как эго-дистония
(ощущение горя или неприятных переживаний); нарушения поведения обычно не
выходят за пределы общественных норм, и обычно больной может с ними справиться
или же они исчезают без лечения.
3. Психоз: неспособность отличить реальность от выдумки;
нарушения оценки реальных событий и создание в своем воображении другой
действительности.
4. Оценка реальных событий: объективная оценка и суждение об
окружающем мире.
5. Нарушения формального мышления: нарушения, касающиеся
формы, а не содержания мыслей; мышление характеризуется нарушением ассоциаций,
неологизмами и алогичными построениями мыслей, такие нарушения мыслительного
процесса рассматриваются как проявление психоза.
6. Нелогичное мышление: мышление, характеризующееся
ошибочными заключениями или внутренними противоречиями, расценивается как
проявление психопатологии только при наличии выраженных нарушений и только в
том случае, когда оно не связано с культурными особенностями или снижением
интеллекта.
7. Фантазирование (дереизм): умственная деятельность, не
согласующаяся с логикой или опытом.
8. Аутистическое мышление: мышление, которым выражаются
только собственные желания, которое не связано с реальной жизнью, поглощенность
своими личными, внутренними переживаниями; термин является в некотором роде
синонимом дереизма.
9. Магическое мышление: форма дереистического мышления; форма
мышления, сходная с предоперациональной фазой у детей (Пиаже), при которой
мыслям, словам или действиям приписывается сила (например, они могут вызвать
или предотвратить какое-либо событие).
10. Конкретное мышление: буквальное мышление, ограниченное применением
метафор без понимания нюансов их значения, понимание всего лишь в одном
измерении.
11. Абстрактное мышление: умение уловить нюансы значения; многомерное
мышление со способностью правильно использовать метафоры и гипотезы.
|