1) Регулятивная.
Мораль регулирует поведение, как отдельного лица, так и
общества. Суть в
том, что не одни люди контролируют
жизнь других, а
каждый сам
строит свою позицию, ориентируясь по
моральным ценностям.
Идет
саморегуляция личности и саморегуляция социальной среды в целом.
Особенно ее
значение раскрывается по
методу "от противного":
общественное
единство нельзя создать ни принуждением, ни даже законом.
Отсутствие нравственной перспективы
губит самые прекрасные
экономические планы. То
же и для
конкретного человека: жизнь
бессмысленна без
активного личного творения этого смысла; так же, как
и правильный
жизненный путь никто, тебе не укажет, пока ты не выберешь
его сам. Так что
мораль сродни мюнхгаузеновскому
вытаскиванию самого
себя за волосы
из обывательского болота. Здесь я сам
предъявляю себе
требования, и
сам же их выполняю. Автономия
нравственного сознания
позволяет нам
выбирать линию поведения самостоятельно, не ссылаясь ни
на авторитет, ни
на закон. В
критических ситуациях нравственность
оказывается
единственной опорой человека. Как перед
смертью - когда
дела уже не
сделать и тело
не спасти -
остается спасать свое
достоинство. Самые слабые
и ненавязчивые регулятивы
на поверку
оказываются
самыми главными: они отступают даже перед смертью.
2) Познавательная.
Моральное сознание видит мир через особую
призму и
фиксирует это видение в понятиях добра и зла,
долга и ответственности.
Это не
объективно-научное
исследование мира как
он есть, это
постижение не
устройства, а смысла явлений. Для человека такое знание
ничуть не менее
важно. Главная его особенность -
человекомерность. А
если суть
человека - в поиске своего пути в мире, то "нашего" мира еще
нет, он еще
должен появиться благодаря нашим усилиям.
Потому на нас
ложиться
ответственность за себя и
за других. Итак,
мораль дает
возможность
постижения человеческой судьбы, но не в качестве закона, а
в качестве
регулятивной идеи, ориентируясь по которой, можно построить
свою жизнь. Это
- сверхзадача, это знание того,
что с объективной
точки зрения
знать нельзя. Ведь
жизнь еще не
завершена, а мы
умудряемся судить
о ней, не
имея полной и
точной информации.
Достоверность
наших суждений в морали обеспечена, как ни
странно, их
необъективностью. Чтобы понять нравственный смысл происходящего, надо
изначально
нравственно к нему отнестись; чтобы познать
нравственную
сущность
человека, надо его любить. Заинтересованный взгляд на мир и
людей дает
возможность оценить их
перспективы, получить целостное
представление о
смысле их и своей жизни.
3) Воспитательная.
Мораль, как уже не раз повторялось, делает
человека
человеком.
Потому-то нравственное воспитание всегда считалось основой
всякого другого.
Нравственность не столько приучает к соблюдению свода
правил, сколько
воспитывает саму способность
руководствоваться
идеальными нормами
и "высшими" соображениями. При
наличии такой
способности к
самоопределению человек может
не только выбирать
соответствующую
линию поведения, но и постоянно развивать
ее, т.е.
самосовершенствоваться. Все конкретные достоинства, которые мы находим
у нравственно
воспитанной личности, вытекают из
фундаментальной ее
способности поступать
как должно, исходить
из ценностных
представлений,
сохраняя при этом свою автономию.
Следует отметить,
что выделение определенных функций
морали (как и
отдельный анализ каждой из них) является достаточно условным,
поскольку в
реальности они
всегда тесно слиты
друг с другом.
Мораль одновременно
регулирует,
воспитывает, ориентирует и
т.д. Именно в
целостности
функционирования проявляется своеобразие ее воздействия
на бытие
человека.
А также для успешного функционирования и развития морали
важно свободное,
неущемленное проявление
всех ее функций,
их гармоническая целостность,
единство.
|