Вторник, 24.06.2025, 12:42
Приветствую Вас Гость | RSS

Право РФ

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 69
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Параноидная форма шизофрении, ее судебно-психиатрическое значение

Данная форма течения в детском и пубертатном возрасте изучена недостаточно, М. И. Моисеевой (1969) было установлено, что шизофрения с бредовыми проявлениями в детском и подростковом возрасте, так же как и в зрелом возрасте, может характеризоваться непрерывно-прогредиентным течением. В тгом случае начало заболевания обычно постепенное, на первых этапах проявляется усиление эмоциональных расстроитв и аутизма (эмоциональная холодность, ослабление контактов и интересов, усиление психической ригидности).

В дошкольном и младшем возрасте (5-9 лет) преобладают идеи отношения, которые выражаются в стопкой подозрительности и недоверчивости, бредовой настроенности, не приобретающей, однако, законченного словесного оформления. Больные утверждают, что дети к ним плохо относятся, "ходят 1урьбой, сговариваются, чтобы побить", "ни с кем дружить нельзя, возьмут тетради, KTIHITI" и т. п. Нередко уже в дошкольном возрасте возникает бредовая настроенность в отношении родителей, что находит отражение в поведении ребенка. Постепенно усиливаются враждебность, недоверие к близким людям. По мере развития заболевания обнаруживаетсятенденция к расширению бреда, вовлечение в сферу бредовых построений все новых лиц. На последующих этапах заболевания возникают отдельные слуховые галлюцинации, эпизодические рудиментарные психические автоматизмы, еще позже -- рудиментарные слуховые псевдогаллюцинации.

В детском возрасте, так же как и у подростков и взрослых больных, можно выделить два варианта параноидной шизофрении: с преобладанием галлюцинаторных и бредовых расстройств. Следует подчеркнуть, что принадлежность к тому или иному варианту параноидной шизофрении нередко можно определить уже па начальных этапах заболевания, характеризующихся преобладанием бредоподобных фантазий. При бредовом варианте параноидной шизофрении на начальном этапе преобладают бредоподобные фантазии паранойяльного характера в виде особых игр, причудливых интересов познавательного характера. При галлюцинаторном варианте начальный этап определяется преимущественно образным фантазированием с псевдогаллюцинаторным компонентом.

При бредовом варианте параноидной шизофрении заболевание может начаться в очень раннем возрасте (в 2-4 года) и медленно прогрессировать. В этих случаях у детей нередко обнаруживается преждевременное интеллектуальное развитие - к 2 годам они обладают большим запасом слов, в 3-4 года умеют читать. Рано определяются устойчивые односторонние интересы сверхценного характера. Вначале это проявляется в стремлении задавать особые "пытливые", "философские" вопросы, в особых стереотипных трах со схематизацией предметов игры (специальный подбор посуда!, обуви и т. п.), в утрированной склонности к коллекционированию определенных, стереотипно повторяющихся предметов (мыло, флаконы, замки, монеты).

"Пытливые", "философские" вопросы не случайны по содержанию, они носят абстрактно-познавательный характер, связаны с определенной идеей. От "стадии вопросов" здорового ребенка они отличаются не свойственным данному возрасту чрезмерным интересом к абстрактному, а также тесной связью с устойчивыми однообразными представлениями. По данным К. А. Новлянской (1937), у больных шизофренией детей надолго задерживается период "пытливых вопросов", которые с возрастом принимают характер сверхценных идей.

С 2-3 лет отмечается стереотипии в играх, ребёнок может, например, проявлять особый интерес к электрооборудованию. Он подолгу наблюдает за включением и выключением света, однообразно траст с проводами, вилками, розетками, не обращая внимания на игрушки. В конце дошкольного и младшего школьного возраста эти дети начинают перерисовывать схемы электрической сети, рассматривают учебники физики и электротехники. Одержимость подобными односторонними интересами типична для рудиментарных паранойяльных состояний в дошкольном возрасте.

В более старшем школьном возрасте односторонние интересы все больше напоминают паранойяльные состояния у взрослых больных. Отмечается свойственное паранойяльным состояниям стремление логически разрабатывать изолированную патологическую идею, нарастает склонность к детализации в мышлении.

В младшем школьном возрасте нередко формируются элементы бредоподобной деперсонализации, возникают фантазии перевоплощения больных в образы своих увлечений. Дети воображают себя "часовым механизмом", "троллейбусом"; "их поведение соответствует фабуле фантазий. Критика к своему поведению снижается. При обострении болезни возникают отрывочные идеи преследования, отравления, значительно реже -идеи величия. При усилении прогредиентности болезни развиваются более очерченные бредовые идеи преследования и воздействия. Как и при бредовом варианте параноидной шизофрении у взрослых, расстройства восприятия у детей наблюдаются редко. Лишь у некоторых больных возникают рудиментарные слуховые галлюцинации.

При втором, галлюцинаторном (галлюцинаторно-бредовом), варианте параноидной шизофрении начало заболевания чаще относится к предошколыному возрасту. На начальном этапе ведущее место в клинической картине занимает образное патологическое фантазирование. С течением болезни по мере нарастания психических автоматизмов фантазии все чаще возникают непроизвольно, присоединяются зрительные псевдогаллюцинации, отрывочные идеи воздействия, овладения, явления деперсонализации, т. с. происходит формирование синдрома Кандинского. Патологические фантазии и симптомы психического автоматизма носят ярко чувственный, образный характер (зрительные пссвдогаллюципации, сиовндпыс переживания, образный бред).

Патологическое образное фантазирование очень рано начинает сопровождаться визуализацией представлении, присоединяются псевдогаллтоцннации и рудиментарные идеи воздействия. Характерна определенная последовательность возникновения указанных феноменов. Так, в начале болезни ведущими в клинической картине являются образные фантазии с визуализацией представлении, в дальнейшем, особенно при обострении болезни в период второго возрастного криза (6-7 лет), возникают сновидные переживания, зрительные псевдогаллюцинации и, наконец, в школьном возрасте - бредовые расстройства. Со временем фабула бредовых идей расширяется, присоединяются бредовые идеи отношения, преследования, бредовая деперсонализация ("в голове живут два человека", ребенок как бы "видит" их). У части больных на более поздней стадии болезни возникают рудиментарные парафренные расстройства. При этом высказывания больных приобретаю! характер фантастического, бреда величия ("я стану богом", "царем" и т. п.). Эти идеи становятся стойкими, критика исчезает, поведение начинает соответствовать болезненным переживаниям. Формирование фантастической бредовой симптоматики отражает нарастающую степень прогредиентности патологического процесса.

Параноидная шизофрения у подростков также сопровождается выраженными возрастными особенностями клинической картины. Идеи отношения обычно сочетаются с идеями физического уродства, а также идеями преследования, воздействия. На данном возрастном этапе в ряде случаев можно уже отметить тенденцию к систематизации бреда. Для пубертатного возраста характерно формирование своеобразного бредового мировоззрения, характеризующегося антагонизмом, враждебностью к окружающим ("людям верить нельзя, добра не жди...", "ребята подведут" и т. п.). Часто возникает болезненная антипатия к близким, особенно к матери. Подростки становятся злобными, грубыми, агрсссивными по отношению к родителям. Нередко они пытаются покинуть родительский дом. Другие становятся более замкнутыми, полностью отходят от коллектива сверстников, избегают люден, не выходят на улицу, завешивают окна.

С течением болезни клиническая картина дополняется бредовыми идеями (правления, воздействия. В. тесной связи с бредом воздействия у больных находятся явления идеаторного и чувственного автоматизма. Возникают ощущения, что мысли идут помимо их воли, появляются "наплывы" мыслей, больные начинают "мысленно" отвечать своим мыслям. Они жалуются, что все их действия, движения перестают зависеть от них, что теперь они "как автомат: голова головой, а все действия идут сами по себе".

Наиболее частой фабулой бреда у подростков является идея физического уродства (дисморфофобия). При непрерывно-прогреднентном развитии заболевания дисморфофобия становится неотъемлемой частью бредовой ипохондрической системы [Морозов П. В., 1976]. Больные убеждены в том, что у них слишком толстые икры, впалая грудь, недоразвитые бицепсы, они не удерживают кишечных газов и т. д. Подростки ищут причины своих физических дефектов, стремятся их устранить, добиваясь хирургических операций, иногда "оперируют" себя сами. Часто они испытывают различные тягостные ощущения в тех частях тела, которые считают уродливыми. На более поздних этапах болезни, обычно спустя 5-10 лет, развивается систематизированный ипохондрический бред с убежденностью в наличии тяжелого соматического заболевания, логической разработкой бредовой системы. Возникает параноидное или галлкщинаторно-параноид-ное состояние с синдромом Кандинского и доминированием ипохондрической фабулы бреда.

Категория: Мои статьи | Добавил: DaTre (25.06.2011)
Просмотров: 894 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2025
Сделать бесплатный сайт с uCoz