Расстройства памяти принято делить на гипермнезию,
гипомнезию и парамнезию. Под гипермнезией разумеют патологическое обострение
отдельных воспоминаний. Теоретически природа её не ясна. Практическое значение
не велико. Случаи гипермнезии показывают, что уметь забывать иногда почти столь
же существенно, как и запоминать.
Под гипомнезией вообще понимают ослабление памяти. Когда оно
имеет резко выраженный характер и относится к более или менее чётко
определённым содержаниям - к определённым отрезкам времени или категориям
объектов, говорят об амнезии.
Под парамнезией разумеют собственно обманы памяти. Сюда
относится, в частности, иллюзия уже виденного (deja vu - "идентифицирующий
обман" Крепелина или "редупликативный обман" Пика). Никогда не
виденные предметы представляются несколько странными, туманными, но уже
виденными. Бергсон попытался объяснить это явление как воспоминание настоящего:
в состоянии утомления, когда ослаблена действенная установка, воспроизведённый
образ предмета появляется почти одновременно с его восприятием; предмет поэтому
представляется уже знакомым. Этим ослаблением действенной установки объясняется
и наблюдающийся при этой иллюзии призрачно-туманный характер самого восприятия.
Бергсон заключает, что не будь мы существами, собранными в действии, нам всё
представлялось бы, как при иллюзии уже виденного, и призрачно-туманным, и давно
знакомым.
Сложность узнавания отражается в сложных формах его
расстройств. Агнозии - расстройства узнавания, которые в силу теснейшей связи
восприятия и памяти являются одновременно расстройством и восприятия и памяти.
Важнейшими расстройствами узнавания являются оптически-агностические
расстройства. Они разделяются (по Петцлю) на: 1) оптическую агнозию для
конкретных предметов или событий и их изображений; 2) словесную слепоту,
агнозию, или оптическую афазию, и 3) геометрически-оптические агнозии,
связанные с расстройством ориентировки в пространстве.
К первой группе относится установленная Лиссауером духовная
слепота - расстройство узнавания отдельных предметов: больной не узнаёт их,
хотя собственно зрительные ощущения совершенно нормальны. К той же группе
относится установленное Вольпертом расстройство узнавания целостных процессов и
ситуаций и апперцептивная слепота (Пик) у стариков.
Ко второй группе относится словесная слепота, так называемая
алексия - расстройство узнавания букв, слов и предложений. В отличие от
предметной агнозии, здесь речь идёт об агнозии для символов, для знаков. Но
поскольку в случае Лиссауера больной правильно дифференцировал величину, форму,
цвет предметов и тем не менее не узнавал предмета, постольку и в этом случае,
очевидно, речь шла о нарушении распознавания значения предмета. Это сближает
обе формы.
К третьей группе относятся нарушения узнавания контуров видимых
предметов или пространственной ситуации. Больной, описанный Лиссауером,
принимал зонтик то за растение, покрытое листьями, то за карандаш. В тех
случаях, когда он как будто узнавал предмет, узнавание в действительности
основывалось лишь на догадках. Больной не был в состоянии распознать отдельные
части узнанного предмета: он узнавал изображение животного, но не был в
состоянии указать его голову или хвост. Или, узнав портрет Бисмарка, он не мог
указать, где на портрете глаза, уши и т. д.
|