Профессиональная этика сотрудников ОВД Деловое общение и
этикет. Общение (коммуникация) - это способ бытия человека в условиях взаимных
отношений, взаимодействия с другими людьми. В процессе общения люди
обмениваются информацией - мыслями, идеями и эмоциями, в результате чего между
людьми устанавливается определенная форма взаимоотношений и взаимовлияния,
направленная на достижение определенного делового целесообразного результата.
Этика делового общения - это сумма выработанных наукой, практикой и мировым опытом
нравственно-этический требований, принципов, норм и правил, соблюдение которых
обеспечивает взаимопонимание и взаимное доверие субъектов делового общения,
повышает эффективность контактов и конечных результатов их совместных действий.
В основе делового общения лежит решение важного служебного вопроса,
ответственное конкретное дело, касающееся судеб людей, материальных и
финансовых затрат, а нередко и правовых отношений с весьма малоприятными
последствиями для субъектов общения. Поэтому нравственная сторона позиций,
решения и социального результата общения играет огромную роль. Кроме того,
когда речь идет о руководителе, этическое содержание общения прямо влияет на
нравственные воззрения подчиненных и, следовательно, на качество их служебной
деятельности. Поэтому знание и владение этикой делового общения является
показателем профессиональной культуры сотрудника правоохранительных органов,
степени его соответствия современным требованиям. Обмен информацией формирует
определенную психологическую установку у субъекта общения.
Деловое общение и этикет.
Общение (коммуникация) - это способ бытия человека в
условиях взаимных отношений, взаимодействия с другими людьми. В процессе
общения люди обмениваются информацией - мыслями, идеями и эмоциями, в
результате чего между людьми устанавливается определенная форма взаимоотношений
и взаимовлияния, направленная на достижение определенного делового
целесообразного результата. Этика делового общения - это сумма выработанных
наукой, практикой и мировым опытом нравственно-этический требований, принципов,
норм и правил, соблюдение которых обеспечивает взаимопонимание и взаимное
доверие субъектов делового общения, повышает эффективность контактов и конечных
результатов их совместных действий.
Профессиональный такт.
Профессиональный такт - это проявление по отношению к другим
сдержанности, предусмотрительности и приличия при общении. Такт предполагает
бережное, внимательное отношение к личности собеседника, исключающее
возможность задеть какие-то его "больные струны". Это умение
тактично, корректно обойти по возможности вопросы, могущие вызвать неловкость у
окружающих. Это умение что-то сказать или сделать кстати, без ненужных
"перегибов", назойливости и бесцеремонности. Проявление бестактности
- безошибочное свидетельство отсутствия культуры, показатель грубости и
невоспитанности. Важно постоянно помнить, что соблюдение этикета и проявление
такта - это не просто обязательный элемент общения, но неотъемлемая составная
часть духовной культуры личности, тем более личности руководителя - непременное
условие позитивных результатов делового общения и авторитета правоохранительных
органов в целом. Деловое общение сотрудников правоохранительных органов как
между собой, в служебных коллективах, так и с гражданами может происходить в
условиях различных ситуаций и принимать разнообразные формы.
Этика деловых бесед, встреч, переговоров.
Результаты профессиональной деятельности сотрудников
правоохранительных органов во многом зависят от личных встреч, бесед,
совещаний. Этические требования к их проведению являются тем необходимым
условием, которое позволяет найти правильное решение, сглаживать острые углы и
с достоинством выходить из затруднительных или неприятны ситуаций. Правильно
проведенная беседа является наиболее благоприятной и нередко единственной
возможностью убедить собеседника в обоснованности вашей позиции, заставить его
принять ваше решение и условия.
Прием населения.
Прием граждан ответственными сотрудниками органов, подразделений,
учреждений и учебных заведений является одним из главных факторов,
способствующих пропаганде деятельности сотрудников правоохранительных органов и
укрепления их связи с населением. Для реализации этой установки необходимо
предварительно провести работу по доведению до населения через средства
массовой информации дни и часы приема с указанием, какое конкретное руководящее
лицо принимает посетителей. Кроме того, непосредственно в подразделении на
видном месте вывешивается информация для посетителей, в которой даются графики
приема посетителей с конкретным указанием, какие руководители отделов и служб
ведут прием, к которым посетитель может обратиться для принятия решения по
интересующему его вопросу. В дежурной части или у секретаря, помощника заводится
специальный журнал, в котором записываются фамилия, имя и отчество, адрес,
телефон и вопрос, с которым заявитель обращается к тому или иному должностному
лицу.
Общение в служебном коллективе.
Служебные отношения влияют на настроение людей, создают тот
нравственный микроклимат, без которого невозможно существование коллектива.
Нормальные служебные отношения формируются на основе двух основных требований:
ответственность за дело и уважение к коллегам. Ответственность предполагает
честное и обязательное отношение к своему слову и делу. Необязательный человек,
болтун приносит вред не только своим личным поведением, но и создает вокруг
себя атмосферу безответственности, недисциплинированности. Деловая обстановка в
немалой степени зависит и от уважения к коллегам, умения на чем-то настоять, а
в чем-то и уступить, способности разрядить конфликтную ситуацию. Уважение к
коллегам в немалой степени проявляется в умении учитывать их интересы,
проявлять заботу, делать небольшие, но приятные услуги.
Проведение деловых совещаний.
Существует несколько правил, которые обязан помнить
руководитель, собирающийся провести совещание:
- совещание должно быть предельно кратким: затянутое
совещание вызывает у его участников потерю интереса к рассматриваемым вопросам
и "отторжение" даже той информации, которая до этого вызывала
интерес;
- на совещание следует приглашать только тех сотрудников,
которые действительно необходимы, то есть тех, которые должны действительно
реализовать полученную здесь информацию и тех, мнения которых необходимы для
принятия решения;
- совещание должно проводиться только тогда, когда оно
действительно необходимо, когда иной путь выработки определенных решений будет
более длителен и менее результативен; излишне частое проведение совещаний
говорит о слабости руководства или об его административной трусости, а также о
бесполезной растрате служебного времени сотрудников.
|