Профилактика профессиональной деформации представляет собой
совокупность предупредительных мероприятий, ориентированных на снижение
вероятности развития предпосылок и проявлений профессиональной деформации.
Работа по профилактике профессиональной деформации включает
в себя меры как психологического, так и непсихологического
(организационно-управленческого, воспитательного) характера.
К частным задачам, решаемым в процессе профилактики
профессиональной деформации работников органов правопорядка следует отнести:
- выработку у сотрудников профессионального иммунитета и
высокой культуры в работе;
- развитие нравственно-психологической устойчивости и
деловой направленности у всех работников органов правопорядка;
- формирование у работников установки на следование в работе
кодексу профессиональной чести;
- совершенствование стиля и методов управления персоналом;
- формирование оптимального морально-психологического
климата в службах и подразделениях органов правопорядка.
Важную роль в профилактике профессиональной деформации
личности сотрудников ОВД играет обеспечение их профессионально-нравственной
надежности, что подразумевает соответствие морально-психологических аспектов
личности требованиям профессии. Новые социальные условия, в которых
осуществляется профессиональная деятельность сотрудников ОВД, обязывают их
тщательно продумывать форму своих действий, предвидеть моральные последствия
собственных поступков, оберегать авторитет государственной власти,
содействовать росту престижа.
В число обязательных задач, которые необходимо решать службе
психологического обеспечения в ОВД, входят задачи по выявлению, коррекции и
профилактике профессиональной деформации работников ОВД. Для этого
практическому психологу необходимо:
1) знание психологических механизмов профессиональной
деформации, объективных и субъективных факторов этого процесса;
2) прогнозирование процесса профессиональной деформации с
учетом конкретного профиля службы (следственная деятельность и т.п.) и
служебного стажа. Известно, что до 5 лет службы появление деформации
маловероятно, 6-10 лет - вероятность средняя, 11-15 лет - вероятность высокая
или очень высокая, свыше 15 лет - деформация неизбежна или очень высока ее
вероятность;
3) выявление деятельностных детерминант профессиональной
деформации, связанных с характером служебной деятельности и содержанием задач,
которые решаются (наличие властных полномочий, высокая ответственность,
регламентированность, экстремальность, противоречивость, конфликтность,
противодействия);
4) выявление личностных (индивидуально-психологических)
детерминант, которые создают внутренние субъективные условия, первоначально
блокирующие или интенсифицирующие внешнее деформирующее влияние. Со временем,
аккумулировав в себе такое влияние, эти детерминанты могут преобразоваться во
вторичный (после деятельности) источник деформации. Он изнутри подпитывает
профессиональную деформацию (даже вне службы). Индивидуально-психологические
профессионально важные качества можно разделить на общие (компетентность,
принципиальность, дисциплинированность, порядочность, ответственность,
самоконтроль, уровень притязаний, рефлексивность, тревожность, эмоциональная
уравновешенность и др.) и специальные (морально-волевая надежность, социальная
перцепция, стремление к профессиональному совершенствованию и т.п.);
5) учет микросоциальных детерминант, связанных с ближайшим
социальным окружением. Оно в себя включает: служебный коллектив и внеслужебную
среду (семья, родственники, друзья). Эти два вида социального окружения должны
быть проанализированы с точки зрения как положительного, так и деструктивного
их влияния на личность работника;
6) исследование профессионально-деформационных проявлений в
деятельности и личности работника путем адекватно подобранных методов
(наблюдение, беседа, естественный эксперимент, психодиагностические методы,
тестирование, анализ процесса и результатов служебной деятельности и т.п.) с
соблюдением требований профессиональной этики психолога;
7) лонгитюдный контроль (продленный во времени) процессов
профессиональной деформации и т.п. Эти процессы динамичны во времени и имеют
развивающе-обратный (регрессивный) характер. Периодичность сбора данных может
быть различной (один раз в год, через полгода, четыре месяца) в зависимости от
коэффициента деформации (начального, среднего, глубинного);
8) конкретно-практическая сторона профилактики коррекции
профессиональной деформации предусматривает комплекс мероприятий в трех
взаимосвязанных направлениях: организационно-административном,
реабилитационном, психолого-педагогическом.
Задачей первого направления является ослабление
деформирующего влияния деятельности путем временного отстранения работника от
деятельности, профессионального окружения или их смены. Задача второго
направления заключается в обновлении и укреплении физического,
психологического, психофизиологического потенциала работника, поддержание его
трудоспособности. Задачей третьего направления является формирование и развитие
индивидуально-психологических качеств, которые блокируют деформирующее влияние.
Показателями когнитивного критерия предупреждения деформаций
личностно-профессионального развития руководителя являются на
конструктивно-прогрессивном уровне - высокие осознанность и качество знаний об
успехах в профессии; реальное достижение высоких профессиональных результатов,
адекватный выбор и реализация индивидуального пути профессионального
саморазвития; на инструментально-стабильном уровне - неосознанные знания о
достижении успехов в профессии, достижение высоких производственных показателей
за счет улучшения средств и ресурсов производства (нечеловеческих);
несоизмерение задач достижений в профессиональной деятельности и сохранения
личности профессионала; неадекватный выбор и реализация индивидуального пути
профессионального саморазвития; на деструктивно-регрессивном уровне - незнание
об успехах в профессии; достижение низких профессиональных результатов, в том
числе отсутствие варьирования, комбинаций задач и средств профессиональной
деятельности в условиях социальной нестабильности; отсутствие универсальности в
профессиональной деятельности; невозможность выбора и реализации
индивидуального пути профессионального саморазвития.
|