Главной чертой этики Нового времени была попытка свести ее к
уровню бытия человека. Быстрые темпы развития естествознания в этот период
определили попытку мыслителей обосновать все действия и поступки человека с
точки зрения природы. В итоге в этическую мысль вошло мнение, будто мораль
представляет собой воплощение в человеке природных законов. Однако это мнение
не могло объяснить аморальности и безнравственного поведения человека. На пути
разрешения этого и других противоречий этика в Новое время приходит к пониманию
социальной природы морали. Это во многом определило характер этического
мышления Нового времени. Для него было само собой разумеющимся, что каждый
индивид жертвует собой ради других людей и ради общества в целом.
Мыслители Нового времени не могут принять средневековую
точку зрения на человека как на ничтожное существо, но и не разделяют наивной
веры античности во всесилие нравственных возможностей личности. Они видят, что
реальные люди и нравы очень далеки от идеала добродетели. Это наблюдение поставило
перед мыслителями необходимость найти методы, позволяющие человеку преодолеть
свой эгоизм. Над разработкой таких методов-рекомендаций работали великие
мыслители Д. Дидро, К.Гель-веций и П. Гольбах. Они наставляли человека избегать
излишеств и вожделений и уважать чужие интересы, ибо стремление к
удовлетворению «неразумного» интереса рано или поздно обратится вредом для
совершившего его. Одним из главных достижений этики Нового времени стала
попытка примирить интересы отдельного индивида и общества в целом на основании
невозможности существования их друг без друга.
Говоря об этической мысли Нового времени, нельзя обойти
имена таких знаменитых философов, как И. Кант и Г. Гегель. Среди достижений
Канта необходимо отметить его вклад в разработку проблем нравственности,
изменение зависимости морали и религии, разграничение понятий «мораль» и
«счастье».
Центральным же достижением Канта является его определение
морали как надприрод-ного долженствования, которое связывает ее с душой
человека. Среди достижений Гегеля необходимо отметить то, что он придал
воззрениям на мораль и нравственность исторический характер, обнаружил
объективно закономерный характер их развития в теснейшей связи и взаимодействии
со всеми сторонами жизни общества.
Этика Канта и Гегеля истолковывала нравственное
совершенствование личности как ее духовное самопринуждение, самообуздание,
результат ограничения ее непосредственных склонностей, интересов, выход за
социально-природные границы живого человека.
|