1. Моральное сознание – одна из форм общественного сознания,
являющаяся, как и другие его формы, отражением общественного бытия людей.
Моральное сознание включает в себя ценности, нормы, идеалы. Здесь мораль
проявляет себя как стремление к совершенству. Моральное сознание — духовная
сторона морали: нормы и принципы поведения, целевые установки, эмоции, чувства,
переживания, убеждения, волевые акты и другие идеальные факторы. Оно является
отражением жизненно-практического и исторического опыта людей в форме
индивидуальных и коллективных представлений, выполняет функции механизма
социальной преемственности, регулирования и организации жизнедеятельности,
обеспечивает оценку результатов поведения личности.
Моральное сознание
функционирует на двух уровнях регуляции в отношениях между людьми:
эмоционально-чувственном (обыденное сознание) и рационально-теоретическом
(этика). Эмоциональный уровень - психическая реакция личности на событие,
отношение, явление. Он включает в себя эмоции, чувства, настроение.
Эмоционально-чувственное моральное сознание
определяет отношения человека:
а) к другим людям
(чувства симпатии или антипатии, доверия или недоверия, ревности, ненависти и
т. д.);
б) к самому себе
(скромность, достоинство, тщеславие, самолюбие, требовательность и т. д.);
в) к обществу в целом
(чувство общественного долга, патриотизм, национальная гордость и др.).
Рациональный уровень - способность личности к логическому анализу и самоанализу
- является результатом целенаправленного формирования морального сознания в
процессе обучения, воспитания и самовоспитания.
Нравственное
самосознание. Это осознание человеком себя к личности и своего места в
общественной деятельности людей.
Самосознание является
важнейшим компонентом структуры морали. Самосознание в основе своей несет
нравственное начало, так как, во-первых, пронизано присутствием (значимостью)
другого или других. А во-вторых, образ "Я" изначально содержит в себе
"идеал-Я" или стремление к совершенству
2. Моральное поведение,
опирающееся на нравственное сознание личности, реализующее ее нравственные
отношения, являются результатом становления личности и ее свободного выбора.
При этом если моральное сознание выступает субъективной формой этих отношений,
то моральное поведение является формой их объективации, их материализации. В
этом смысле поведение человека является показателем его нравственной культуры.
Нравственная практика. Включает в себя реальные нравы, поступки, нравственные
отношения. Поступки и действия отражает моральную сторону человеческой
деятельности. Обладают положительной или отрицательной направленностью и
предполагают моральную ответственность. Критикуя других, оценивая себя, мы как
бы сравниваем конкретный поступок с неким образом, нормой, идеалом. Степень
соответствия или несоответствия образцу позволяет нам вообще кого-то
критиковать и оценивать, способствует с точки зрения морали приемлемому уровню
построения взаимоотношений между людьми.
Поступок —
центральный момент нравственного поведения, характеризующий способность человека
к сознательной постановке целей, выбору соответствующих средств и
самостоятельному внутренне свободному, морально ответственному действию. Кроме
поступка в нравственном поведении личности важное место занимают мотивация и
оценка (самооценка). Мотивация (мотив, намерение) играет роль импульса,
побудителя к действию: мотив предшествует поступку и продолжает свое действие
во время его совершения. Это очень сильный регулятор человеческого поведения,
не менее важный, чем сам покупок: немотивированных поступков не существует.
Однако мотивы и поступки могут не соответствовать друг другу, связь между ними
неоднозначна.
Оценка в системе
нравственной регуляции выражает осуждение или одобрение поступка человека, его
поведения, образа мысли или жизни на основе требований морали. Основанием для
оценок выступают моральные принципы, нормы и идеалы, предписывающие человеку
должное поведение. Сама же оценка характеризует соответствие сущего (того, что
совершено) должному. Возможна оценка будущих действий, выступающая как
способность предвидения последствий поступка; в этом она может одновременно
служить его мотивацией.
3. Моральные
отношения — центральный элемент структуры морали, в котором фиксируются
свойства любой человеческой деятельности
с точки зрения
ее моральной оценки. Наиболее значимыми в
нравственном смысле
являются такие виды
отношений, как отношение человека к обществу в целом, к другим людям, к
самому себе.
|