Развитие этики в Древней Греции значительно отличалось от
этого процесса на Древнем Востоке. Причины этого носят социально-экономический
и политический характер. В Древней Греции разложение общинно-родового строя и
смена его классовым происходили значительно быстрее, появилась частная
собственность, возникло разделение труда, происходили острые столкновения
родоплеменной аристократии и демоса, в результате которых победу одержал
последний. Это значительно оживило развитие политической и духовной жизни, в том
числе и этики.
Именно развитие демократии выдвинуло на первый план проблемы
соотношения индивидуальной воли и всеобщего блага, интересов и целей одного
индивида с интересами и целями других.
Центральными фигурами в истории античной этики можно считать
софистов (Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура), стоиков, скептиков. Здесь
важно отметить отличие этической мысли Древнего Востока и Древней Греции. В
Греции процесс развития этической мысли носил поступательный характер, школы и
ученые развивались не параллельно в один временной отрезок, а последовательно.
Это стало причиной того, что древнегреческая этическая мысль отличается
глубиной и содержательностью. Ведь очевидно, что каждый философ, знакомясь с
трудами своих предшественников и полемизируя или соглашаясь с ними, выдвигал
какие-то новые, оригинальные идеи этического характера.
Античная этика является по существу учением о добродетелях и
добродетельной личности. Согласно такому пониманию посредствующим звеном между
нравственной эмпирией, моральным долженствованием и их реальным синтезом
является моральная личность. Эта этика оптимистична, в ней утверждаются
нравственная самоценность и суверенность человека. Древние философы считали,
что человек лучше любых правил, лучше своих собственных поступков. Специфика
его в том, что он есть существо разумное и общественное. По мнению философов,
гармоничное общественное устройство является средством добродетельности
граждан, совершенного обнаружения ими свойств разумной сущности. Однако при
этом античная этика выдвигает такие требования к человеку, как подчинение
индивидуального всеобщему, страстей – разуму, живых личностей – абстрактным
нормам, а того, что есть, – тому, что должно быть.
Необходимо отметить и значительный прогресс античной этики:
переход от мифологических воззрений к натуралистической и идеалистической
концепциям. В основе натуралистической концепции лежит ориентация на человека
как на естественное существо. Идеалистическая концепция, значительная роль в
разработке которой принадлежит Платону, ориентируется на идеальный
сверхъестественный мир.
|